Тина Георгиевская - голосовые тренинги, управление голосом. НЛПение - отзывы о тренинге.

 


НЛПение         

 
Наконец удалось попасть на тренинг, который я ждала пол года – «НЛПение». Замечательный преподаватель Тина Георгиевская подарила восемь вечеров радости и открытий. Особенно понравилось, что на тренинге мы не занимались постановкой голоса. Скорее, Тина помогала нам открывать наш естественный природный голос. На тренинге нас ждал целый фейерверк потрясающих упражнений и эффективных инструментов для работы с голосом. Помню растущее ощущение свободы и гибкости собственного голоса. Очень было приятно постоянное присутствие рядом внимательного тренера. Во время упражнений Тина не оставляла нас наедине с трудностями. Она каким-то образом умудрялась уделить внимание каждой мини-группе, поддержать, ободрить, подтвердить, что мы движемся в правильном направлении и ответить на вопросы. Пока я не собираюсь заниматься голосом серьезно, но некоторые приемы с этого тренинга я использую довольно часто. Они как-то вошли в повседневную жизнь. Например, настройка голосового аппарата перед длительным выступлением с помощью особого звука – примарного тона. И, конечно, восхищение вызывает профессионализм преподавателя. Помню такой эпизод на одном из занятий. Участники попросили Тину что-нибудь спеть. И Тина спела короткую арию, не помню точно ее названия. Зато помню несколько секунд потрясающей тишины, когда затих последний звук! Мы были просто изумлены тем, что слышали. И потом поднимается чья-то рука, и робкий голос из первого ряда спрашивает: «Скажите, а, сколько надо заплатить, чтобы ТАК научиться?» И мне хочется отдельно поблагодарить Тину за индивидуальный подход. Я сама веду тренинги, и тот совет, который она дала, кардинально поменял не только мои голосовые характеристики, но и взаимодействие с людьми на занятиях. Когда тренинг завершился, было очень приятно получить диск для домашней работы с голосом. И теперь, когда кто-то спрашивает, какой хороший тренинг по голосу я могу посоветовать, я знаю, что ответить!

Анастасия Спиро, тренер Центра НЛП в образовании, тренер Университете Риторики и Ораторского мастерства.


Я не пела никогда!!! И молчала, даже когда другие поют, так как была убеждена, что не буду "попадать". Тем не менее, слушать музыку, особенно вокальную, я очень люблю. Пение - для меня просто Чудо. Хотела узнать, как людям петь удается, поэтому пошла на тренинг. И мне действительно было интересно и весело. Была удивлена несказанно, когда узнала, что существуют разные резонаторы, и что говорящий или поющий человек может выбирать, каким из них пользоваться. И еще больше удивилась, когда обнаружила, что у меня тоже получается! Научилась произвольно менять высоту голоса и направление звука, хотя раньше не всегда понимала даже, когда я говорю громко, а когда тихо. Убедилась, что звук ощутим и весом: когда мы перекидывались разными звуками, я шарахалась от них, как от мяча. Неожиданный, очевидный и очень приятный для меня результат тренинга: я стала гораздо больше слышать!!! Мне теперь понравилось слушать голоса и интонации окружающих: сотрудников, друзей и родственников, мяуканье кота. Для меня было бы лучше, если бы занятий было не восемь, а хотя бы шестнадцать. И если когда-нибудь представится такая возможность, то обязательно добавлю! Большое спасибо!!!


С первого момента Тина произвела впечатление компетентного тренера и человека, у которого приятно, легко и комфортно обучаться — настолько, что я еще до начала тренинга понял, что смогу достичь желаемой цели. К завершению тренинга я осознал, что достиг больше намеченной цели.

Тренинг проходит в атмосфере, до каждого атома пропитанной доверием, в которой легко выполняются упражнения и усваивается материал

Очень понравился индивидуальный подход. Каждый написал свои цели и отдал их Тине, чтобы она могла индивидуально работать с каждым и отмечать результат.

Занятия в группе дало мне бесценный опыт, возможность определить и проявить мои способности, возможности голос. Все упражнения подавались максимально ясно и понятно. Если что-то не получалось, Тина подходила и помогала.

Было очень много упражнений — как в группе, так и домашних. Все они просты, доступны и легко выполняются. Самое главное, что я для себя уяснил: надо обязательно выполнять домашнее задание для достижения максимального результата, к тому же это занимает относительно мало времени. Зато в итоге — настолько поразительный результат, что описать его понадобился бы формат намного больший, чем просто отзыв.

Мне очень понравилось то, что на первых двух занятиях я еще с трудом использовал свой голос, как это требуют упражнения в группе, но уже к третьему все дается легко и непринужденно (естественно, я выполнял все домашние задания). Мне больше всего понравилось овладевать пространством при помощи голоса. Теперь, когда я где-то нахожусь, то сразу осматриваюсь с целью найти объекты, с которыми можно резонировать. Когда я слышу и чувствую всем телом, что есть резонанс с помещением, то это доставляет мне удовольствие, даже настроение повышает. :)))

Еще очень серьезный результат: моя речь стала четкой, слышимой и приятной. Этого я достиг благодаря артикуляционной, фониатрической и дыхательной гимнастике.

Я научился использовать различные резонаторы своего тела. Например, в гипнозе используют резонатор живота, для создания доверительных отношений используют грудной резонатор — это очень важные инструменты психолога. Кроме того, есть еще 6 резонаторов, которыми я научился пользоваться.

Что получил:

- Получил наимощнейший инструмент, с помощью которого я могу выражать свои эмоции, мысли и чувства в 10 вариациях! Это не предел! Я научился слышать интонации других людей, слышать все параметры (высота, длительность, переходы, ударения) интонации! Теперь я просто «машина» по собиранию интересных интонаций и их применению.

Открыл для себя, что могу следующее:

- Легко переключаться между резонаторами и регистрами голоса. Сразу и вместе :)

- Говорить более высоко, чем даже думал…

Думаю, еще будут открытия

Что понравилось:

Вообще, все упражнения мне понравились. Описывать все впечатления от упражнений — слишком много понадобится времени. Лучше сходить и почувствовать все на себе. Полного, исчерпывающего описания и, тем более, представления о навыках и умениях с трудом можно добиться, читая лишь обратную связь. Такие навыки передаются лишь в аутентичной атмосфере, а такого замечательного учителя, как Тина, и только изустно…

Вы открыли во мне творческие способности, разрушили стены комплексов и сняли все зажимы.

От чистого сердца говорю Вам, Тина, СПАСИБО, что Вы есть и ведете такой замечательный тренинг за такие копейки, который могут позволить себе если не все, то многие!

Что добавить:

- Хочется добавить, чтобы времени было побольше и ступеней, а то с Вами, Тина, время быстро летит… :)

Женя (Абакушин Евгений Викторович)

Через месяц:

Постепенно инсайты по поводу голоса приходят, аппарат совершенствуется... :)


Пришел с убеждением: у меня ужасный акцент и монотонный голос, нет слуха, и музыка для меня чужда.

Хотел научиться красиво звучать в разговоре и хоть немного приобщиться к музыке.

Получил:

- Убеждение исчезли, только надо немного поработать с дикцией.

- Во время прохождения тренинга двое моих знакомых заметили, какой у меня красивый грудной голос.

- Самому стало приятно слышать свой голос.

- Могу ощущать в теле вибрацию своего голоса.


Занятия очень хорошие!

У меня была проблема с голосовыми связками, назревали целых два узла. Из-за них голос хрипел, было постоянное напряжение в горле, верхние ноты не звучали… После упражнений на дыхание и других напряжение прошло, звук появился! Спасибо!


- Я полюбил свой голос (после того как услышал его).

- Я стал говорить разными тембрами, используя разные резонаторы.

- Я стал лучше слышать людей.

- Я начал петь дома.


Очень понравился тренинг! Тина просто супер! Я узнала столько новых возможностей свого голоса, увеличила диапазон. Очень полезные упражнения на речь и дикцию. Никогда не думала, что можно петь "лбом" или "животом"! В общем, масса открытий и приятных впечатлений. Спасибо большое! Расскажу друзьям!!!


Научился использовать диафрагму.

Легче подстраиваться по голосу собеседника (громкость, тембр, интонация).

На тренинге очень весело, все упражнения интересные. Делать их приятно и полезно.

Очень понравилась манера преподавания Тины. Я очень стеснительный с детства, но, глядя на нее, стал более раскрепощенным не только на тренинге, но и в жизни.

Самое большое удовольствие я получил от упражнения на нахождение своего природного ритма и от всех упражнений на развитие чувства ритма, а также от упражнения "Ярмарка".


- Восстановился музыкальный слух.

- С первого же занятия поняла основной принцип правильного образования голоса (на естественном выдохе), что позволило мне использовать всегда ранее закрытые для меня, нижние регистры.

- Осознала реальную связь тела с издаваемыми звуками.

- Узнала о резонаторах, о существовании которых и не подозревала.

- Получила реальные методики работы с голосом и оттачивания дикции.

- Отдельное спасибо за возможность брать с собой ребенка, который явно вынес с занятий определенный багаж, а также за упражнения с постановкой звуков, которыми мы теперь будем пользоваться.

- Ну и, конечно, огромное спасибо за такую яркую и творческую личность, как вы, Тина. Надеюсь на последующие встречи.

Карпинская Светлана и девочка Даша


Пение всегда было для меня больным вопросом: это когда мучительно больно за себя, если поёшь не наедине с собой и не за тремя закрытыми дверями. Так что на тренинг пошла, не колеблясь! Но даже эта уверенность не позволяла представить себя поющей аж на Красной Площади, где вокруг ходили толпы народу и не только меня видели, но и слышали! Знакомый уличный музыкант, с которым мы, собственно, и предприняли это несколько дней назад, с удовлетворением отметил, что мы спокойно поём на два голоса, чего раньше у меня катастрофически не выходило (особенно ему понравилось, когда одна песня получилась в октаву). В тот момент стало понятно то, что раньше понималось лишь теоретически: всё дело в телесных зажимах.

Думаю, все восемь занятий мы с ними и работали. Тренинг можно было бы назвать иначе: "Познакомьтесь: это ваше Тело!". В Центр я неизменно приходила со словами: "Ох, как я сегодня устала!" - и бухалась на стул, а после него сбегала по лестнице летящей походкой и с улыбкой, прочно закрепившейся на лице.

А ещё тренинг научил БЫТЬ самой собой и получать от этого огромное удовольствие! Однажды у меня стоял вопрос: пойти в театр или провести вечер дома, занимаясь пением. Выбор пал на второй вариант, и, кажется, такого праздника жизни я не устраивала себе давно. Звучать в унисон с предметами, голосами других людей, со своим любимым городом, со всем миром - это совершенно неожиданное счастье! И секрет в том, что пением дело не ограничивается. Когда нет зажимов в теле, хочется не только звучать, но и танцевать, строить рожи, смеяться и думать так, как всегда хотелось, но почему-то не позволялось.

Люди, которые вряд ли бы заинтересовались друг другом в обычной жизни, к концу тренинга с удовольствием общались, ходили гурьбой к метро, устраивали в общественном транспорте мини-занятия НЛПением… Для меня это было совершеннейшей новостью, но секрет, кажется, очень прост: нам всем приходилось отказываться от привычных повседневных масок, которые так прирастают к жителям огромного мегаполиса, расслабляться, играть, фантазировать, быть самими собой. Тренинг вообще стал очень хорошей возможностью удостовериться, что все люди вокруг интересны и уникальны. Нужно просто проявлять больше собственного внимания!

Не помню уже, после какого занятия пение перестало быть самоцелью. Оказалось, что можно разрешить себе двигаться, думать, жить в своём ритме, а умение звучать - лишь часть умения быть с собой в гармонии.

Тина, спасибо большое! Если будет возможность, с удовольствием повторю!

А поётся теперь постоянно! Как это всё на меня повлияло, я попыталась выразить в отзыве. Но вот в эти выходные (у меня была 4-я ступень "НЛП-Практик") отчётливо поняла, что НЛПение ещё очень хорошо упорядочило навыки и стратегии, которые отрабатывались на первых трёх ступенях. Успех НЛПеров во многом связан с растяжками (голоса, жестов и т.д.), а ведь часто самостоятельно это делать трудно. И тут уже прямая дорога на НЛПение!

Ульяна, юрист


Эхо тренинга... Он научил ее владеть мускулами живота, легкими, диафрагмой, правильно ставить шею и плечи - все это влияло на качество пения. Она научилась согласовывать биение своего сердца с дыханием легких. Янкелевич не забыл и о работе над мимикой. Он научил ее, как изменять мускулы лица и рта, чтобы сделать инструмент идеальным.

Я уже давным-давно пою. Сначала у меня не было выбора (наверное, как и у всех детей музыкантов), потом пение превратилось в хобби, затем - в необходимый процесс жизнедеятельности, а теперь плавно перетекает в профессию. Передо мной встала необходимость развития, перехода на более высокую ступень, и я решила пойти на тренинг к Тине Георгиевской. Я не знала, куда я иду, но знала, к кому: сколько раз убеждалась, что отношение к предмету на 99% зависит от педагога.

Скажу сразу, что мои навыки и мой певческий багаж только мешали. Хотя бы потому, что я задумывалась о том, как я звучу. Для себя вывела правило: чем меньше думаешь, тем лучше (естественно, в контексте занятий). Нужно не думать, а чувствовать. Таким образом, занятия в группе оказываются продуктивнее, чем занятия с педагогом тет-а-тет. Когда одновременно поют несколько человек (замечательных и очень приятных!), они растворяются в общем звучании, перестают задумываться о себе и сразу все делают так, как надо.

Итак, я оказалась на занятиях по вокалу, а скорее, даже по звукоизвлечению. Всю жизнь пою русский фольклор (не "русские народные песни", а аутентичную музыку). Ну где еще может быть более естественный звук? Но прошло два занятия, заболели мышцы. (Оказывается в пении еще и мышцы нужны!) Значит, до этого момента что-то делала не так, не использовала все свои ресурсы.

Стала учить детей, используя новоприобретенные знания и приемы: и детям интереснее стало, и я результат вижу. Сразу хочу сказать спасибо Тине за то, что не прячет свои знания, а передает их дальше. Спасибо!

Учу детей, да и сама в то же время домашнее задание выполняю.

Домашнее задание - это отдельная тема. Со школы ведь пренебрегаем выполнением "работы на дому", а зря. Хотя бы потому, что это интересно. Конечно, мы люди занятые, времени на д/з у нас нет… Чушь! (Простите за категоричность). Было бы желание, а время всегда найдется. Ну и сила воли не помешает.

Есть упражнения, которые можно делать по пути на работу (в школу/институт), не вызывая недоуменные взгляды окружающих. Например, можно вырабатывать правильное дыхание: шагаем себе, а тем временем вдыхаем, задерживаем дыхание, выдыхаем, задерживаем дыхание и т.д. Главное, не пройти мимо нужной остановки.

А у многих ли хватает упорства и терпения делать по утрам зарядку? Стала выполнять гимнастику Стрельниковой (часть домашней работы) - убила трех зайцев: и зарядку делаю, и домашнее задание выполняю, и здоровье поправляю.

Артикуляционные, фониатрические и другие упражнения для экономии времени делала за завтраком. Домашние долго смеялись, зато я перестала заглатывать еду за 5 минут, заливая ее чашкой полухолодного/слишком горячего чая (или вообще всухомятку). Стала получать удовольствие от "утреннего поглощения пищи", да и организм мой сказал "спасибо". (Кстати, артикуляционная гимнастика и некоторые другие упражнения способствуют разглаживанию морщин).

Кроме того, выполняя домашнее задание, принимала и правильную "певческую позицию": спина прямая, никаких зажимов - вид уверенного, преуспевающего человека. Постепенно такое положение спины и тела стало привычным. По моему опыту, прямая спина гарантирует улучшение настроения. Попробуйте! А потом, признаюсь честно, приятно, когда мужчины на улице оборачиваются. А бывает, и меняют направление движения.

Говорят: "Встречают по одежке, провожают по уму". Встречают не только по одежке, но и по осанке, и по речи. Когда-нибудь к Вам обращался сутулый человек, что-то невнятно бормотавший себе под нос? Хотелось Вам с ним разговаривать и что-то ему объяснять (я уж не говорю о приеме на работу)? А теперь представьте человека, который излучает уверенность (прямая спина, высоко поднятая голова и хорошее настроение), говорит четко, внятно и красивым голосом. Кому Вы отдадите предпочтение?

Вот я рассказываю и рассказываю о том, как важно выполнять домашнее задание, а о самом тренинге - два с половиной слова. Действительно, без выполнения домашней работы далеко не уйдете. Хотите добиться хороших результатов, нужно желание, упорство и дисциплинированность, впрочем, как и в любом деле. А если Вам интересно узнать более подробно о тренинге, то лучше приходите и почувствуйте (не посмотрите и сделайте, а именно почувствуйте) все сами.

В одной книге (художественной) я нашла интересные заметки о пении: "Он научил меня, как быть полным хозяином своего звукового диапазона. Сажал меня в закрытую темную комнату, и я должна была издавать там звуки так, чтобы можно было определить ее размеры, то есть заполнять ее звучанием, но, стараясь сдерживать его перед стенами, чтобы они не резонировали".

"Благодаря отражению голоса от стен, она могла приблизительно оценить размеры окружающего ее пространства. Несовершенство ее осязания компенсировалось ее слухом и голосом.

Она убедилась, что в темноте лучше видела с закрытыми глазами. Она действовала, как летучая мышь, которая определяет размер помещения в пещерах издаваемыми и воспринимаемыми звуками.

И чем звуки были пронзительнее, тем лучше она определяла форму пространства, в котором она находилась, ощущая даже преграждавшие им путь препятствия".

"Сказки", - подумала я (хотя и очень захотела научиться).

"Правда", - доказала мне Тина (и научила). Спасибо!

Таисия Краснопевцева, певица


От человека, не знавшего, что такое НЛП.

Ожидания.

Будем петь хором, со стульчиков или стоя, но непременно рядами, непременно какие-то песенки под пианино или баян…

Эти представления остались со школы, из детского сада, из музыкальной школы, из пионерского лагеря, из хорового кружка в доме пионеров…

Насторожила, правда, приписочка в рекламной листовке: мол, одеваться надо удобно, желательно без каблуков и мини-юбок…

На первый взгляд.

Школьное здание (вполне соответствует ожиданиям), актовый зал (тоже), пианино на сцене (ну, я так и думала), стульчики рядами (ну естественно)…

Перед сценой стоит классная доска (ладно, Бог с ней, все-таки урок). Читаешь надпись на доске, которая поражает своей простотой: "Голос есть у всех". Логично, банально, просто: неужели и так не понятно? И дальше: "Не бывает ошибок, бывает новая творческая ситуация". Оп!!! Стереотип пошатнулся…

А ведь, и правда, если посмотреть на самые дурацкие ситуации со спины или в профиль, они выглядят уже совсем по-другому. Научиться бы ходить вокруг!

Далее.

После 5 минут предварительных речей стульчики были удалены (!) И началось… Сразу стало понятно, зачем было предупреждение по поводу мини-юбок. Со "школьным пением" не было ничего общего. Это было, скорее, "научение своему телу". Ничего нового о нем, конечно, не сообщалось, да и не могло. Все слова, все факты были знакомы (из детского сада, из школы, из… ну ладно). Не было ничего, чего бы кто-то не умел или не мог: например, выдохнуть со звуком (кто из нас не зевал?).

Все мы исследовали свое тело, когда были совсем маленькими, пока росли, а сейчас вот выросли и забыли про него. Как будто уже ничего нового в нем быть не может. Только болячки. А тут вот дали нам возможность побыть детьми, поиграть с телом, с мышцами и костями да еще подсказали, как лучше это сделать, какого результата и где можно ожидать. Это так приятно возвращает в те моменты, когда бываешь наедине с собой и НИЧЕГО не стесняешься, когда просто ради интереса пытаешься задрать левую ногу за правое ухо, не боясь порвать штаны… Все-таки, когда ты задираешь туда эту ногу, а кто-то сидит и смотрит на тебя, как на неудавшегося поэта, тут уж не до развития акробатических способностей. А здесь, пожалуйста, развивай, весь зал в твоем распоряжении да еще вокруг толпа людей, точно также пытающихся "закинуть свои ноги за уши". Очень интересно и очень весело. Не смешно, а именно весело. Так бывает, когда после тяжелого и противного дня вдруг становится очень-очень мягко, тепло и уютно, приятно до невозможности и когда рот сам собой просто берет и расплывается в бесконтрольной улыбке.

И вот наконец, началось ПЕНИЕ!

Оказалось, его можно взять откуда угодно: из фразы, услышанной на улице, из семейного скандала, из дурашливых стишков… ВСЕ МОЖНО ВЫПЕТЬ, как оно есть!

Это совсем не то пение, к которому привыкаешь, пока живешь: оно интересно, интроспективно, взаимно, чисто, потому что ОШИБОК НЕ БЫВАЕТ!..

И ты понимаешь, что это возможно сделать. Более того, это возможно сделать самому, с другим, с другими…

А горшки, и правда, не боги обжигают. (Ничуть не умаляя их возможностей, да и своих тоже!).

Мария Березняк


Что понравилось

Сам тренер.

Когда прочитала информацию о тренинге "НЛПение", подумала: "Ну да, это, наверное, интересно". Но когда лично пообщалась с Тиной, поняла, что мне очень хочется сходить и попробовать, а вдруг, и правда, что получится?

Много положительных эмоций, интересного общения.

Получила ответ на многие вопросы, которые меня интересовали, например, почему не получается звучать в некоторых диапазонах и что с этим делать и т.д.

Очень интересным было осознание того, что мышцы, которые участвуют в пении, нужно тренировать так же, как и мышцы на руках и ногах.

Интересная тема про резонаторы. Постоянно ловлю себя на мысли: вот сейчас кто-то прозвучал грудной клеткой, а сейчас ртом и т.д.

Увидела новые возможности своего голоса. Периодически ловлю себя на мысли: "О! Вот как это можно петь, каким положением горла, губ, как вдыхать, выдыхать". Правда, эти положительные изменения нестабильны, но они есть! Их нужно тренировать, развивать, находить еще какие-то новые, интересные способы звучания своего голоса.

Мне казалось, я пою неплохо: Шла на тренинг, чтобы чуть увеличить диапазон, чуть добавить мастерства. :) Хотя что-то подсказывало мне: я получу другое.

Звук.

Уже на первом занятии я почувствовала зажатость, "тяжесть" тела. Так всегда было, и на это просто не обращала внимания, разве как-то можно по-другому? Уже в конце первого занятия хотелось взлететь вместе с теми звуками, которые как-то по-новому ощущались. И это для меня было первое открытие: звук материален. Его можно подкидывать и ловить, отдавать и принимать, с ним можно играть, менять его форму, цвет, им можно рисовать. Я физически ощутила, что он живой. И это понимание изнутри изменило мое отношение к звуку.

Голос.

Что же было раньше? Пела, и вроде всем нравилось. :) Но живой и красивый звук сжимала, корежила, давила. И вот, наконец, это живое, еще очень нестабильное, но легкое и звонкое, вырвалось из долгого плена. То, что я услышала, - это для меня подарок, о котором я не могла и мечтать. Я услышала СВОЙ ЖИВОЙ ГОЛОС, о котором ничего не знала и познакомилась с ним только на тренинге. Оказывается, он сильный и красивый.

Резонанс.

Как не хватает нам в жизни того, что означает это слово. И вот в паре берем звук в унисон и пытаемся войти в резонанс. Когда получается, эти мгновения незабываемы. Но получается нестабильно. И вот ты подсказываешь: "Не слушайте себя, слушайте другого". Так просто? Но мы уже в резонансе. Звучит одна нота, но как божественно. И вот еще одно для меня открытие: быть в резонансе - значит перестать слушать себя и услышать другого. Чтобы войти в резонанс с другим человеком, надо перестать анализировать и сравнивать, перестать слушать себя, а нужно просто услышать его. Чтобы войти в резонанс с цветком, надо перестать болтать внутри о его форме и запахе - нужно просто услышать его. Чтобы войти в резонанс с миром, надо услышать его, растворившись в этих звуках без остатка. Я все это понимала и до тренинга. В чем отличие? Я понимала интеллектуально, а вот реальный опыт получила на тренинге.

Гуляя по лесу, я вспомнила, как мы вошли в резонанс на тренинге, и применила этот опыт. Я прислушалась к деревьям, траве - ко всему, что меня окружало, и застыла. Ощущение было таким интенсивным, таким сильным. В глазах стояли слезы, это было переживание единения, гармонии с целым миром. Описать это невозможно, это можно только испытать.

Итак, сколько открытий, сколько подарков и всего за восемь коротеньких вечеров, которые пролетели так быстро.

Я сделала акцент только на некоторых упражнениях и совсем не упомянула, например, о ритмических зарисовках, которые раскрепощали и зажигали нас изнутри. О сценическом опыте, когда на предпоследнем занятии я выходила на сцену практически без внутренних зажимов и с творческим задором. Как тебе удалось, Тина, проделать это все со всем нами за такое короткое время?

Ответ: это МАСТЕРСТВО!

Огромное спасибо за то чудо, которое ты сотворила! Ну, и все ждем продолжения. :)

Елена Савушкина


О себе. Ирина, 33 года. Спорт, в т.ч. экстрим. Ландшафтный дизайн. Церковное пение. Религиоведение.

Как попала на тренинг. Пять лет назад я начала заниматься музыкой, училась пению. Но уверенно могла петь только с поддержкой (с кем-то, в хоре, с инструментом или с записью). А когда оставалась одна на партии или сольно, голос куда-то пропадал, и заставить звучать его полноценно я не могла. Однажды мне встретились записи ансамбля "Сирин". Очень понравились (особенно женский вокал). Было что-то неуловимое в их пении. При первой же возможности пошла на их концерт. Захотела научиться петь так же. Потом на форуме в ЖЖклирос* встретила вопрос: "Пришла пора доставать голос, ищу вокалиста". Я подумала, что вот это мой случай. Я зашла по ссылке НЛПение, Валентина Георгиевская… Расписание в институте устроилось наилучшим образом, и я попала на тренинг.

Начало. Школа точь-в-точь такая, в какой я в детстве училась: и актовый зал, и планировка. Про надписи на доске я уже знала из обратной связи других. Удивительно, но всего три слова: "новая творческая ситуация", а настрой уже совсем другой. Да, чудесный артефакт. Воспользоваться им пришлось потом не один раз. На первых же упражнениях со стульями и с мячами я поняла, что не могу позволить себе звучать, потому что стесняюсь своего голоса. Но ведь это же бред! Голос - музыкальный инструмент, созданный Богом. Он призван быть совершенным. От нас требуется только не мешать ему звучать. А у меня мои же собственные ум и тело создают кучу зажимов для звука. Ну что же, придется работать над этим - на то он и тренинг. Упражнений было много: разных, интересных, веселых, трудных, увлекательных. За время занятий я узнала много нового и полезного для себя. Чем и спешу поделиться.

1. Я считала, что поем мы ртом и горлом, а все остальные части тела - какое-то ненужное приложение. Но наш музыкальный инструмент создан, чтобы звучать целиком и без остатка. В нем нет ничего лишнего. Он похож на большой рояль, когда кажется, будто только маленькие клавши звук издают. Удивительно, но сколько разных звуков можно извлечь из нашего тела. В мире все имеет свой голос. У каждой вещи и животного есть свой индивидуальный звук. Человеку же целый оркестр дан в распоряжение, где каждый орган звучит по-своему. И дирижерская палочка к нему - душа (психика). Но при неверной настройке она может такое надирижировать! Получается, что душа наша и тело пропорциональны друг другу. То есть если эмоция, которую мы желаем озвучивать, будет слабая, вялая, неопределенная, то и тело звучать будет частично. Значит, для того чтобы наш инструмент звучал полностью, чувство тоже должно быть полноценным, четким и ясным.

2. Для пения нужна бодрость и позитивный настрой, очень важна психологическая постановка голоса. До тренинга я не умела менять настроение по собственному желанию. Но оказалось, что существует много упражнений (дыхательных, артикуляционных, фониатрических), при помощи которых можно быстро привести себя в порядок.

3. Мы учились произносить гласные и согласные звуки. Да-да, именно учились. Кажется, зачем бы? С детства вроде все умеют звуки произносить. Но есть разница в том, как это делать. Можно механически "прошевелить" ртом слова, а можно говорить всем своим существом. Можно прожить не один десяток лет и не уметь пользоваться артикулированной речью. Я имею в виду не только звуковую речь. Есть какая-то часть души, которая отвечает за "внутреннюю артикуляцию". Это хорошо видно при разговоре глухонемых людей. Они говорят при помощи тела, но есть что-то неуловимое, что управляет и их речью, и нашей (т.е. тех, кто пользуется звуками), эдакий "внутренний оратор". Он может проспать очень долго и не участвовать в разговоре и пении. Если его разбудить, человеку предоставляется шанс зазвучать полноценно.

4. Был момент, когда я почувствовала себя похожей на героиню рассказа из книги врача-нейропсихолога Оливера Сакса** "Человек, который принял жену за шляпу". Рассказ называется "Руки". Кратко пересказать не смогу, поэтому даю ссылку*** для тех, кто не знаком. Так же, как доктор помог Мадлене открыть для себя свои руки, Тина помогла мне познакомиться со своим голосом. Теперь я тоже родилась как "звучащий субъект". Мне дан уникальный шанс научиться тому, чему положено учиться в детстве, - пользоваться голосом, как средством коммуникации.

5. Еще мы учились "рисовать" звуком, говорить скороговорки, "были на ярмарке" и даже исполняли мини-оперу. До этого я думала, что умею петь (ну хоть как-то). Но нет. Петь и подпевать - две большие разницы. Примерно так же, как рисовать по контуру, повторяя уже существующее (подпевать), и рисовать картину на чистом листе. Пение - это творчество, создание того, чего еще не было. А ведь это то, что отличает (вместе с артикулированным мышлением) человека от животного. Получается, что человеком мало родиться. Им надо научиться быть.

6. Мы познакомились со свойствами звука. Невероятно, насколько это материальное явление! В упражнениях звук становился мячиком, лучом, маяком, прожектором, "болванчиком", змейкой и еще чем-то. Мы кидали его, нежно передавали, перекатывали. Учились находить резонанс со всем, с чем только возможно. Изучали гамму, но как! То я была внутри гаммы (на лестнице), то она внутри меня (упражнения с телом). Познакомились "лично" с интервалами, особенно с квинтой. Расшифровывали и записывали интонации. Мне и в голову не приходило, что это возможно.

7. Осваивая доречевой уровень, мы учились общаться с помощью интонации, отдельных звуков и слогов (конвейер, дай-на, вопрос-ответ, повторение интонаций). Очень понравились многочисленные ритмические упражнения. Когда мы хлопали и топали в квадрате, хотелось заменить стены и стулья на пальмы и песок. В середине - костер. И шум моря рядом. Очень уж было похоже на то, что делают туземцы, танцуя ритуальные танцы. Ритм - завораживающее явление. Воистину великий организатор!

8. И напоследок - высший пилотаж. Это упражнения, которые я ни описать, ни передать словами не могу. Их надо переживать только лично. Это всемирная симфония, соединение своих ритмов в общий, "грузинский стол", упражнение тибетских монахов, обыкновенное чудо (ритм), пение на 4 партии, незабвенный "волншум" и удивительная "сарегамма". Кстати, индийская гамма оказалась очень полезной. И вот чем: в европейской музыке много тональностей. Все их выучить мне было трудно: постоянно все путалось. А теперь можно запомнить одну и менять лишь высоту ее звучания. Очень удобно.

Пожелания. Давать больше времени на домашние задания, чтобы вновь полученные навыки смогли устояться и закрепиться. Когда два дня идут друг за другом, не все успевала толком осознать и сделать. Для меня было бы лучше один раз в неделю, но за два месяца.

Итог. Главное, что хочу сказать, - тренинг помог мне освободить голос. Валентина показала его многочисленные возможности и дала полезные упражнения и наработки. Образно выражаясь, в мое распоряжение предоставлен холст и высококачественный набор для рисования. Заложено начало, получен аванс. Дальше - творчество и развитие полученных навыков. Тина, Слава Богу, что Вы есть! Спасибо.

* ЖЖклирос

**Ссылка на книгу Оливера Сакса

***Рассказ "Руки" я поместила у себя в журнале


Целью было научиться владеть голосом и уметь его использовать в аудитории, ну и научиться петь, чтобы нравилось не только мне.

Первое занятие прошло больше в сравнении - в сравнении с хором в институте (про музыкальную школу я молчу, там был ужас, от которого нельзя было отказаться) и с занятиями по ораторскому мастерству. Так вот потом сравнивать перестала, к своему счастью.

После тренинга начала больше слушать и, наверное, слышать. Не могу сказать точно, отчего это. Вроде и раньше слушать учили. Но, видимо, Тина учит слышать. Мне гитару на день рождения подарили. Так вот недавно я ее первый раз настроить смогла так, чтобы звучала, как хочется.

Услышала свой голос как-то по-другому и поняла, что да, он мне нравится. У меня стало получаться звучать так, чтобы было слышно. И не только на тренинге, но и дома.

Пропустила одно занятие из-за больного горла, потом пожалела, потому как раз на следующем занятии этому больному горлу стало только лучше.

Тренинг мне очень помог развиться как НЛПеру и показал, куда дальше развиваться. Я больше слушаю, замечаю, калибрую. Нашла причину, как минимум, одного разногласия с человеком, связанную просто с тем, что я не могу воспринимать долго такой темп и такие резонаторы…

Почему-то вначале было ощущение, что раз - и все получится. Потом просто пришло осознание, что, как и везде, нужно приложить усилие. Тина как-то сказала, что, как и на курсе "НЛП-Практик", она нам дает инструменты для работы над собой.

Дарья Куликова


Хочу сказать спасибо, так как мне очень понравился курс. Даже не ожидала, что за такой короткий период смогу почувствовать и "вытащить" голос.

Тина дает почувствовать каждому, что у него есть голос, и при определенном старании (если только захотеть, конечно) свой "настоящий" голос можно открыть и заново познакомиться с ним, научиться "звучать", владеть голосом.

Каждое занятие - это масса положительных эмоций, все 3 часа занятий пролетают незаметно в легкой игровой форме, и в конце урока остается вопрос "неужели уже все уже закончилось?".

Мне ОЧЕНЬ понравилось, даже жаль, что курс уже пройден. Хотелось бы и дальше работать над голосом. Может быть, стоит создать курс "НЛПение, ступень 2"? Думаю, желающих записаться на такой курс будет немало.

Лиля


- Появилась уверенность в собственном голосе, и сам голос стал звучать увереннее.

- Очень полезные для меня дыхательные упражнения помогают восстановить голос и больное горло.

- Стало получаться подстраиваться к исполнителям любимых песен.

- Стал чувствовать разницу между "нотами" - вот какая-то визуально-аудиальная синестезия :


Огромное спасибо Тине! Она потрясающе ведет всю программу, поддерживает атмосферу, ободряет всех одновременно и помогает каждому в отдельности, вдохновляет на подвиги :.

После занятий захотелось петь, стал лучше звучать голос: легче, приятнее.

Отдельное спасибо за подготовку наглядных материалов к каждому занятию: вовремя и на всех. Это очень приятно :.

Также спасибо за приятный зал и удобное время проведения занятий.


Что понравилось:

- Очень здорово каждую неделю проводил два вечера! Получил море удовольствия.

- Понравилось, что есть огромное количество упражнений на постановку голоса.

- Вечный позитив в группе.

- Ритмические упражнения.

- Речь стала более четкой.

- Хорошая структура тренинга, все по порядку.

- Обстановка на занятиях очень хорошая, просто отличная.

- Самое сильное впечатление - от пения в унисон со всей группой.

- Получил "инструмент" работы с резонаторами.

- Открылся естественный голос.

Другие отзывы можно прочитать здесь.