Статья "Виртуальная толпа". Психология. Социология .

 
     


Виртуальная
толпа

 

     Все усилия научно-технического прогресса направлены на то, чтобы обеспечить индивидууму безопасность и благополучие. Социальные достижения современной европейской цивилизации должны реализовывать для него же (индивидуума) принципы, провозглашенные Великой французской революцией: Свободу, Равенство и Братство.

Что же происходит в реальности? В реальности, человек в современном мире практически перестал существовать как «индивидуум», как личность. Конечно, каждый из нас продолжает ощущать себя личностью, но для общества в целом человек превратился в номинализацию.

Да, Свобода свелась к свободе потребительского выбора, но зато выбор – огромен! Предметом потребления, или купли-продажи, может быть буквально все, что угодно, - от человеческих тел до отвлеченных идей, - на все вкусы.

Равенство, что, в общем-то, логично, означает усреднение, сведение к общему знаменателю, превращение людей в массы. Как говорил Шариков, «Взять все — да и поделить»!

А что есть Братство в современном контексте, вообще трудно определимо. Один режиссер, посмотрев спектакль Камы Гинкаса по «Братьям Карамазовым» сказал: «О, здорово! Только знаешь, надо этих братьев сделать не братьями, а голубыми, тогда все станет понятно». Самым мудрым выражением братства, на мой взгляд, является Закон джунглей: «Мы с тобой одной крови – ты и я». Но Закон Джунглей для нас - несбыточный идеал.

Пару веков назад в обществе было намного меньше социальных ролей. Если раньше человек мог идентифицироваться, как отец семейства или младший сын , как бакалейщик или протоиерей, то теперь общество делит людей на различные «толпы». Один и тот же «индивидуум» может одновременно принадлежать к разным «толпам»: «уважаемых пассажиров», покупателей, избирателей, телезрителей, радиослушателей, интернет пользователей, и т.д. А благодаря достижениям научно-технического прогресса этими толпами можно вполне успешно управлять.

     Если раньше, закрыв за собою дверь своего дома, человек оставался один на один с собой, с семьей, с книгами, и никто и ничто не могло нарушить его «личное пространство», то теперь – в отдельной квартире, на своем собственном диване человек нажимает кнопку своего собственного телевизора – и вот он уже сам себе не принадлежит. Человек становится колесиком и винтиком (о которых так долго говорили большевики) огромной виртуальной толпы.

Читая газету, пробегая глазами по уличной рекламе, уставясь в экран телевизора человек может ощутить себя «гражданином мира». Как и в обычной толпе, он чувствует себя частью чего-то большего, чем он сам, выходит за пределы собственной личности, - а на деле попросту топит ее в море безличностной информации. Вдумайтесь, миллионы людей в одно и то же время испытывают одни и те же эмоции по поводу одного и того же футбольного матча или телерепортажа, или до слез сочувствуя (забыв о собственных проблемах) очередной «Санта-Барбаре» или «детям Германии».

Любая толпа имеет иррациональное свойство предпочитать иллюзию реальности и представляет собой замкнутую систему, живущую по собственным законам и игнорирующую (либо по своему интерпретирующую) все, что происходит вне ее. То же можно сказать и о виртуальной толпеЧеловек с высшим (возможно даже лингвистическим) образованием преспокойно «глотает» рекламные сентенции вроде «Пиво Арсенальное - для настоящих мужчин», не подвергая сомнению реальность связи между пивными градусами и мужскими достоинствами. Может быть, как «отец семейства» или «инженер-конструктор» он бы и засомневался, но как уважаемый телезритель, покупатель, потребительблагополучно пропускает эту информацию в подсознание без критики, - на что, собственно и было рассчитано.

Точно так же, как и в настоящей толпе, нарушается, искусственно сдавливается личное пространство человека, и это уже не пространство тела, но пространство сознания.

     Но если в течение жизни не всякому «повезет» хоть раз оказаться в настоящей толпе, то в ту или иную виртуальную толпу практически каждый цивилизованный человек попадает ежедневно. В этом одна из причин постоянно растущего количества современных неврозов.

Практически все неврозы имеют в своем основании сочетание (вернее, несочетаемость) объективной и иллюзорной реальностей. Например: при помощи средств массовой информации, фильмов, видеороликов рекламирующих кремы, шампуни и средства для похудения, создан некий иллюзорный эталон, стандарт, которому должен соответствовать каждый человек (вернее, член виртуальной толпы). Для женщин это пресловутые «девяносто – шестьдесят – на девяносто», для мужчин – посчитайте сами, сколько там сантиметров )). И масса неврозов возникает из-за, казалось бы, очевидной невозможности «подогнать» свое реальное тело под виртуальный эталонный образец. (Тот же эффект иллюзорной одержимости социопсихологи отмечают и в отношении настоящей толпы).

                                                            ***

Что же стоит за этим явлением, «виртуальные толпы»? Может, это чья-то злая воля? Посягательство на нашу свободу? Воплощение коварных планов инопланетян или, упаси Бог, масонов? Кто руководит виртуальными толпами?

Да, похоже, что никто. Никто не собирается толкать человечество в пропасть обезличенности. По-видимому, это просто результат закономерного развития общества победившей религии потребления, где все и вся является товаром и где каждый простой и скромный рекламный агент (или депутат, или коммерсант, или артист, или сутенер) старается заработать себе на хлеб с маслом.

А что происходит с людьми, которые не желают «собираться в виртуальные стаи»?
Часть из них просто тихо страдает от невозможности спрятаться от толпы, которая лезет буквально отовсюду: из радиоприемников маршрутных такси, с рекламных щитов и бегущей строки, из собственной кухни, где жена готовит ужин под любимый сериал (или муж нервно курит, сопереживая перипетиям предвыборной компании во Франции или в Южной Корее).
А другая часть собирается в другие стаи и летит «назад к природе»; или же организует акции протеста против всяческого научно-технического прогресса. Есть, правда, индивидуумы, у которых ощущение реальности и личной самоидентификации настолько высоко, что они просто живут, работают, творят, не замечая и не смешиваясь с виртуальными толпами, но во все времена такие уникумы были редкостью. Храбрецы, на боящиеся «повернуть глаза зрачками в душу». Впрочем, выбор есть у каждого, выбор – выбирать самому.

    Тина Георгиевская     
психолог, голосовой тренер.

читать другие статьи по теме  "Толпа"