Тина Георгиевская - голосовые тренинги. Постановка голоса, Техника Речи, Дикция. Статья Голосовой имидж и теория лжи.

 


Страх выступления и голосовые практики         




Тренинг в МОСКВЕ:

с 12 по 29 ноября 2016 г.

будет проходить в
ВЕЧЕРНЕМ ФОРМАТЕ

5 дней по 3 часа
(вторники и четверги)

Время проведения - с с 19:00 до 22:00

Для регистрации на тренинг воспользуйтесь

  • контактами.



  •  

    Часто слышу вопрос, как говорить «на публику», петь «на запись»... Почему-то трудно, почему-то не получается, так, как хочется... Даже если выступление прекрасно подготовлено, слишком многое зависит от того, для кого вы поете или говорите, в какой обстановке, - и от прочих эмоциональных факторов.

    Можно, конечно, сказать, что это «психология», и что преодолевать этот барьер тоже надо «изнутри».

    Это верно. Но мой опыт убеждает меня, что простая, «физическая», работа с голосом существенно помогает справиться с волнением, а во многих случаях - голосового тренинга оказывается достаточно для решения задачи.

    Давать советы, касаемые голоса, «онлайн» - в самом деле непросто: именно потому, что это «физическоя практика», требующая непосредственного контакта «тренер — ученик», двусторонней обратной связи, коррекции по ходу занятия.

    Всё же дам несколько рекомендаций, которые могут «сработать».

    1. ДЫШИТЕ. Голос — это озвученное дыхание. Мы про это не знаем или забываем. Даже если у вас не «поставлено» дыхание, попробуйте во время речи (или пения) вспомнить, осознать, что вы дышите! Не сдерживайте дыхание, выдыхайте свободно и много — воздуха вокруг достаточно :). Посылайте воздух вместе со звуком в «дальнюю точку» аудитории, слушайте воздух в своём голосе.

    Волнение, страх вызывают у нас сбой или задержку дыхания. Сознательно восстанавливая этот самый естественный и привычный с рождения процесс, и соединяя его со звуком голоса, мы делаем свою речь такой же «удобной» и естественной.

    2. УПРАЛЯЙТЕ ДИАФРАГМОЙ. Диафрагму греки называли словом «френ»: это же слово обозначало «ум», «воля», «рассудок», «настроение». При волнении «сосёт под ложечкой» - это значит, что диафрагма находится в состоянии «зажима». То есть, грубо говоря, мы не можем ни расслабить «живот», ни напрячь его, как следует. Если вы можете управлять напряжением и расслаблением диафрагмы, вы, практически, управляете своим состоянием.

    Здесь поможет упражнение «ЛАЙ». Конечно, я не предлагаю лаять во время выступления :). Проверьте, как у вас получится имитировать лай (тихий, громкий, высокий, низкий) наедине с собой, а ещё лучше с маленьким ребёнком :). Проверьте, что происходит в этот момент с диафрагмой: она сильно импульсно напрягается и ту же расслабляется. Попробуйте повторить упражнение беззвучно: цель — закрепить на сознательном уровне произвольное напряжение и расслабление диафрагмы. Быстрый, мощный (даже беззвучный) импульс-лай «сжигает» излишнее волнение. А «замедленный импульс» управляет силой голоса. Пробуйте!

    3. СБАЛАНСИРУЙТЕ ТЕЛО. Легко сказать... Но всё же попробуйте Смайлик «smile». Как ни странно, это легче сделать стоя, чем сидя. Баланс это не расслабление, - это микродвижение позвоночника по всей его длине. Можно, к примеру, представить себе позвоночник, как хорошо смазанную цепь, которую мы, волшебным образом, удерживаем вертикально не сверху, а снизу. Правильно «выстроенный» позвоничник даёт ощущение свободы, легкости и спокойствия. Правильное дыхание и управление диафрагмой зависят во многом от этого баланса. Критерием здесь может быть ощущение приятных «мурашек», которые «бегут» по спине, плечам, шее, затылку...

    4. Обычно, при выступлении, мы пытаемся что-то «донести» до зрителей, и из-за этого подаём тело вперёд, тянем шею, выставляем подбородок, напрягаем голос... Это не только добавляет нам лишнее волнение, но и мешает слушателям воспринимать нашу речь. Представьте, что ваш знакомый хочет вас угостить, и при этом пихает вам ложку прямо в рот. Между выступающим и зрителями тоже должен быть «баланс». Попробуйте «поманить» жестом, телом голосом к себе. И только когда это получится (в вашем ощущении) - посылайте звук (жест) обратно в зал.

    5. Пока хватит :). Не старайтесь сделать все одновременно, начните с чего-то одного. Дыхание, диафрагма, баланс внутренний и внешний, - всё это связано одно с другим. И когда начнёт получаться что-то одно, дальше будет проще.

    6. Ещё раз оговорюсь: любые упражнения, связанные с голосовыми практиками, требуют обратной связи, то есть тренинга. Многие упражнения я не берусь здесь описывать, потому что неправильное их выполнение может только навредить. Но то, что я предложила вам здесь, вполне можно пробовать самостоятельно.

    Тина Георгиевская,

    психолог, голосовой тренер.

    читать другие статьи по теме  "Голос"