Статья "Чувство ритма". Музыкальные навыки, чувство ритма.

 
     


Чувство
ритма




Открытый тренинг

ПЕНИЕ-ТЕРАПИЯ


будет проходить в г. МОСКВЕ

11-12 - 18-19 ноября 2017 г.

Для регистрации на тренинг воспользуйтесь   

  • контактами




    "На занятия я неизменно приходила
    со словами: «Ох, как я сегодня устала!»
    — и бухалась на стул, а после него сбегала по лестнице летящей походкой
    и с улыбкой, прочно закрепившейся на лице".



    "Я прошла Тренинг Пение-терапия
    осенью прошлого года. Это была, действительно, терапия. Через
    понимание своего голоса, его принятие,
    умение управлять им, ты начинаешь понимать и принимать себя....Когда видишь этот же процесс в других участниках семинара, это бесконечно удивляет...".



    "Самым главным достижением считаю значительно усилившееся после тренинга доверие к миру и даже любовь к жизни,
    а это совсем не мало... У меня даже мышечный тонус сейчас совсем иной!".



    "Когда нет зажимов в теле, хочется не только звучать, но и танцевать, строить рожи, смеяться и думать так, как всегда хотелось, но почему-то не позволялось".



    "Психотерапевтический эффект этого тренинга огромен. Мы, - нет, лучше - я - при помощи игр и пения я проникла к истокам своих "зажимов" и в итоге освободилась от многих из своих текущих проблем. Петь - лучшее лекарство".



    "Мне очень нравится/подходит/
    привлекает у Тины - ненасильственный подход в преподавании.".



    "Я совсем не ожидала, что 4 дня
    занятий могут так сильно повлиять на голос, манеру говорить, манеру подавать себя, уметь управлять состоянием".



    "... А сейчас так легко на душе, хорошо, дышится, легко, много воздуха.. не знаю почему: ведь мы не «работали с прошлым», не вспоминали старые обиды, детство, грустные моменты. Все было очень позитивно, упражнения, песни...".



    "Колоссальное количество техник, практик, упражнений. Очень мало дополнительных слов, все четко, по делу".



    "Тина умеет слышать каждого. Каждый находится в ее внимании на протяжении всего тренинга".

  • Известный венгерский композитор З. Кодай в 1929 году писал: «Чудесное средство ритма – дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких. Все это ставит пение рядом с физической культурой. То и другое нужно ежедневно – не в меньшей степени, чем пища».

    Про ритм - что я думаю.

    Зачем нужно чувство ритма? И зачем «обычному человеку», не музыканту, совершенствовать свои ритмические навыки?

    Начать с того, что ритм, как некая периодичность, сочетание длительностей и пауз, действий и покоя, происходящих с разной скоростью, в разных сочетаниях, - лежит в основе как структуры мира, так и человеческой физиологии. Самый простой, ровный, ритм, который незаметно сопровождает нас всю жизнь – это ритм нашего дыхания и сердца. Эти два ритма сочетаются с нашими движениями (шагами, жестикуляцией) и с различными ритмами речи. Эта невыдуманная, четка и сложная полиритмия присутствует в нашей жизни, и влияет на нас, замечаем ли мы это или нет. Ритм имеет огромную силу, созидательную (объединение в группу) или разрушительную (казнь при помощи барабанного боя).

    Теперь о практической пользе.

    Немногочисленные исследования воздействия ритма на человека, его психику и физиологию, показывают, что люди с развитым чувством ритма намного легче воспринимают и учат языки, и достигают более высоких показателей в спорте (особенно во всех видах единоборств, не говоря уже «танцевальных» видах спорта). С точки зрения нейрофизиологии от чувства ритма напрямую зависит чувство баланса в теле, координация движений и дыхания: этим объясняется влияние ритмического аспекта на успехи человека в спорте.

    А в изучении языков именно ритмическая компонента является превалирующей. Именно ритм диктует интонацию, изменение звуковысотности, а не наоборот. У каждого нормального человека есть чувство ритма, но чем менее оно развито, тем примитивнее, беднее звучит его речь, тем труднее ему выразить то, что он хочет выразить и сделать акценты на том, что он хочет подчеркнуть. Всем уже давно известен термин «подстройка» - по позе, по движениям, по речи… Так вот, подстройка по речи, это, прежде всего, подстройка по ритму. Если вы подстраиваетесь по тембру, собеседник сочтёт, что вы его передразниваете, по высоте – манипулируете, по интонациям - угрожаете, спорите, настаиваете и т.д. И только подстраиваясь по ритмическому рисунку речи, вы действительно вызываете ощущение некой близости, «родственности».

    Еще один «выигрыш» для тех, кто, мастерски владеет ритмом. Вы, возможно, слышали о том, что количество ударов сердца у любого млекопитающего, с момента рождения до смерти, - примерно одинаково, - будь то мышь (2-3 года) или человек. То есть мышь, в своих ощущениях, проживает столь же длинную жизнь, что и человек. А теперь представьте себе, что вы (не ускоряя, разумеется, собственное сердцебиение) мыслите и живете в «мышкином» темпе: то есть в некую абсолютную единицу времени, которую человек с «нетренированным» чувством ритма может мысленно разделить на 2 (максимум, на 4 равные доли), в сможете легко уместить 16 или 32 доли. Что это вам дает? Вы, фактически, удлиняете свою жизнь, воспринимая действительность подробнее, полнее, интереснее, чем большинство людей. Подобно тому, как японские дети в младших классах изучают около двух сотен цветовых оттенков: сравните с нашими «цветами радуги». Развивая чувство ритма, вы невероятно обогащаете свою картину мира. Но это невозможно понять абстрактно, вне практики, так же как нельзя объяснить человеку с «черно-белым» зрением, что такое цвет.

    Я уже упомянула организующий, объединяющий эффект ритма. Все мы иногда раздражаемся от того, что автоматически подстраиваемся под самые примитивные ритмы: очень трудно бывает идти «не в ногу». Человека, владеющего своим собственным ритмом, не так-то просто превратить в «колёсико и винтик». Имея внутреннюю ритмическую свободу, легче отстаивать свое мнение, обрести независимость, не убегая от общества, а находясь внутри него.

    Физиологи не могут точно ответить на вопрос, что в нас порождает и что стимулирует чувство ритма. Я слышала, например, такое суждение: чувство ритма "находится" во рту, потому что, если у балерины пересохло во рту, она не может крутить фуэте :). Мои собственные наблюдения и опыт тренингов говорят о том, ритмом управляет тело человека не меньше, если не больше, чем слух (то же могу сказать и про "музыкальность", попадание в ноты). Ритм создается нашей "физикой" (руками, диафрагмой, коленями, языком и т. д.). И психикой, - расслабленно-сосредоточенным состоянием пребывания здесь и сейчас, только так достигается ритмический баланс. Этот навык сегодня требует "специальной подготовки", тогда как, на самом деле, это состояние является естественным и "удобным" для каждого человека.

        Тина Георгиевская     
    психолог, голосовой тренер.

    читать другие статьи по теме  "Голос"