Статья "Человек поющий". Управление голосом, Устранение зажимов.

 

     


Человек
поющий




Открытый тренинг

ПЕНИЕ-ТЕРАПИЯ


в г. МОСКВЕ

11-12 - 18-19 ноября 2017 г.

Для регистрации на тренинг воспользуйтесь   

  • контактами




    "На занятия я неизменно приходила
    со словами: «Ох, как я сегодня устала!»
    — и бухалась на стул, а после него сбегала по лестнице летящей походкой
    и с улыбкой, прочно закрепившейся на лице".



    "Я прошла Тренинг Пение-терапия
    осенью прошлого года. Это была, действительно, терапия. Через
    понимание своего голоса, его принятие,
    умение управлять им, ты начинаешь понимать и принимать себя....Когда видишь этот же процесс в других участниках семинара, это бесконечно удивляет...".



    "Самым главным достижением считаю значительно усилившееся после тренинга доверие к миру и даже любовь к жизни,
    а это совсем не мало... У меня даже мышечный тонус сейчас совсем иной!".



    "Когда нет зажимов в теле, хочется не только звучать, но и танцевать, строить рожи, смеяться и думать так, как всегда хотелось, но почему-то не позволялось".



    "Психотерапевтический эффект этого тренинга огромен. Мы, - нет, лучше - я - при помощи игр и пения я проникла к истокам своих "зажимов" и в итоге освободилась от многих из своих текущих проблем. Петь - лучшее лекарство".



    "Мне очень нравится/подходит/
    привлекает у Тины - ненасильственный подход в преподавании.".



    "Я совсем не ожидала, что 4 дня
    занятий могут так сильно повлиять на голос, манеру говорить, манеру подавать себя, уметь управлять состоянием".



    "... А сейчас так легко на душе, хорошо, дышится, легко, много воздуха.. не знаю почему: ведь мы не «работали с прошлым», не вспоминали старые обиды, детство, грустные моменты. Все было очень позитивно, упражнения, песни...".



    "Колоссальное количество техник, практик, упражнений. Очень мало дополнительных слов, все четко, по делу".



    "Тина умеет слышать каждого. Каждый находится в ее внимании на протяжении всего тренинга".


  •  

    «Если бы люди знали, как приятно ходить по крышам, они давно бы перестали ходить по улицам», - сказал Малыш Карлсону.

    А я перефразирую: если бы люди знали, как приятно петь, они давно бы перестали разговаривать.

    На самом деле, в том, что петь приятно – никто и не сомневается. Мама, умильно смотрит на младенца, который «гулит», поет песенки, еще не умея говорить, и сама убаюкивает его нехитрыми колыбельными. Взрослые люди получают огромное удовольствие, распевая в караоке; а если не хватает духу, то голосят под музыку в личном автотранспорте при закрытых окнах, ну, или, в крайнем случае, напевают под душем.

    Иногда мы поем, совершенно не желая этого, в неподходящем месте, в неподходящее время, бесконечное количество раз повторяя один и тот же мотив. Иногда мы в упоении поем на языке, которого не знаем, и это занятие почему-то не кажется нам бессмысленным.

    Пение является некоей потребностью человеческой природы, но редко кто задумывается, почему это так.

    "Как бы ни были совершенны струны, они не могут произвести то же впечатление на слушателя, что и голос, который исходит прямо из души, как дыхание, и приносится на поверхность посредством ума и голосовых органов тела".
    Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма.

    Человек поющий.

         Одно из свойств природы пения - это невербальное, сверхсловесное выражение эмоций. Когда сердце переполнено каким-либо чувством: будь то ликование или плач, глубокая печаль или любовь, душа жаждет излить это чувство, проявить через внешнее действие - и оказывается, что адекватно выразить сильное чувство просто словами невозможно: как бы эмоционально человек их ни произносил, все кажется недостаточно правдивым и сильным. Можно, конечно, стонать и кричать (животные так и делают), но и этого оказывается мало: просто звук тоже не способен отобразить человеческую эмоцию. В каком-то смысле пение стоит между словом и воем, между человеком и зверем, между сознательным самовыражением и природным чувственным порывом. Таким образом, пение - это инструмент самовыражения и коммуникации, необходимый для максимально полного, объемного, эмоционального проявления человеческой личности.

                                                                ***

    В отличие от животного проявления чувств, пение подразумевает наличие гармонии и ритма. Можно сказать, что ритм и гармония, это то, что дано человеку свыше, то, что отличает его от животного и делает существом духовным.

    Под словами ритм и гармония мы понимаем структурную организацию пространства, не обязательно звукового. Гармоничным мы можем назвать приятное сочетание цветов, миловидное лицо, отношения в семье, где все друг друга любят и уважают… По одним и тем же законам гармонии построена вся вселенная, одни и те же числовые пропорции лежат в основе красивой мелодии, правильно настроенного инструмента, прекрасного, прочного здания и законов, по которым движутся планеты.

    Древние греки относили музыку не к искусствам, а к наукам: она входила в тривиум "Астрономия, Музыка, Геометрия".
    Древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.) говорили о целительной силе воздействия музыки. Они считали, что музыка (гармония) восстанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. По мнению немецкого ученого и музыканта Атаназиуса Кирхера, "психотерапевтические возможности музыки заключались в ее посредничестве между музыкой сфер (musica mundana) и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле (musica humana). Приводя в соответствие последнюю с первой, музыка оказывает оздоравливающее воздействие". Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты - мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние. Платон мечтал об идеальном государстве, где социальные отношения подчинялись бы совершенным соотношениям в музыки, где государственные законы строились бы по принципам музыкальной гармонии.


    Ритм влияет на психику, возможно, еще сильней, чем гармония. Под воздействием ритма человек тоже подключается к потоку, но уже ритмическому.

    «Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» – способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности: пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом».
    Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М., 1999. – С. 10.

    Выдающийся индийский философ и музыкант Хазрат Инайят Хан, раскрывая механизм взаимодействия ритма и Вселенной, говорит:

    «Деревья радостно машут ветвями в ритм с ветром; шум моря, бормотание бриза, свист ветра в скалах среди холмов и гор, вспышка молнии и удар грома, гармония солнца и луны, движения звезд и планет, цветение растений, падение листа, регулярная смена утра и вечера, дня и ночи – все это открывает для видящего музыку природы. <…> Младенец отзывается на музыку до того, как научится говорить; он двигает своими ручками и ножками в такт и выражает радость и боль в разных тонах».

    <Ритм – это структурирование времени, деление временного континуума на определенные промежутки. Сердечный ритм и ритм дыхания – основа жизни: физиологи подсчитали, что количество сердечных ударов в течение жизни мыши, слона или человека приблизительно одинаковое. Каждому явлению, каждому народу, каждому человеку присущ его собственный ритм, искажая который можно как разрушать, так и управлять. Обратите внимание, какую музыку, с каким ритмом, заводят опытные менеджеры в своих магазинах, стимулируя «заводное» настроение, с которым легко делаются покупки. Социопсихологии знают, что при помощи определенных ритмов можно менять состояния и настроения толпы. При помощи музыкального ритма можно ускорить или замедлить сердечный ритм (этим всегда пользовались шаманы и знахари), можно продлить или сократить само время жизни.

                                                                ***

    Но есть в пении нечто, что не просто приближает нас к природе, но делает нас ее частью, открывает возможность пользоваться ее ресурсами. Это резонанс - частотное совпадение голоса со звуками мира как слышимыми, так и не слышимыми. Если человеку удается своим голосом, телом совпасть с вибрацией физического пространства, где он находится, или найти такое частотное совпадение с голосом другого человека, возникает эффект усиления, многократного умножения силы звука, его обертонального богатства и мощности воздействия. Причем, в случае совершенного резонанса, это воздействие обоюдное: человек получает от мира природную энергию, и сам воздействует на природу, управляя стихиями при помощи голосовых модуляций. На этом эффекте основаны обряды восточных славян, такие как выкликания весны или вызывания дождя. А индусы считают, что если у человека от природы сильный голос, значит, при зачатии его родители находились в гармонии с космическими силами. Это поверье тесно соприкасается с убеждением, что правильное пение исправляет жизнь: у многих народностей Индии пение до сих пор является духовной практикой.

    Вы можете сказать «Я абсолютно уверена», но при этом голос звучит слабо, дикция вялая, а тон к концу фразы повышается. И ваш собеседник услышит обратное: «Я не уверена, я сомневаюсь».

    Существуют психотехники, используя которые, человек при помощи голоса настраивает свой организм, как рояль, входя в резонанс с самим собой, сообщая собственному телу правильные вибрации, может поднять свой жизненный тонус, поправить общее состояние здоровья.
    Известный французский отоларинголог А. Томатис исследовал влияние звуков высокой частоты на психику человека. Он показал, что человек не просто слышит: воспринимаемые им колебания воздействуют на нервы внутреннего уха и, преобразуясь там в электрические импульсы, направляются в мозг. Некоторые попадают в слуховые нервы и воспринимаются как звуки, другие - в мозжечок, ответственный за сложные движения и чувство равновесия. Оттуда они передаются в лимбическую систему, контролирующую эмоции и выделение биохимических веществ, в том числе гормонов, влияющих на организм. Электрический потенциал, создаваемый звуком, также поступает в кору головного мозга, регулирующую высшие психические функции человека, сознательное управление его поведением. По мнению А. Томатиса, ухо - один из органов, формирующих человеческое сознание. До него большинство исследователей не обращали внимания на то, что слышание - лишь сторона большего динамического процесса, в котором задействована каждая клетка тела. Звук является одним из энергетических источников мозга и всего организма. Томатис в своих исследованиях подтверждает непосредственную связь между диапазоном слухового восприятия человека, диапазоном вибраций его голоса и состоянием здоровья.


    Отношение к пению, как проявлению духовного в человеке, есть во всех национальных культурах, во всех древних религиях. В самой близкой европейской цивилизации христианской традиции ангелы «неумолчно воспевают песнь Богу», а люди повторяют эту песнь — «иже херувимы тайно образующе» (Мы, которые таинственно изобразуем херувимов). В одной из христианских сказок Клайва Льюиса («Хроники Нарнии») Великий Лев Аслан песней творит мир. 

    Этот дар, способность петь, мы получаем при рождении, - так же как способность говорить, ходить, смеяться…. И часто бывает, что петь мы начинаем раньше, чем говорить и ходить. Не верьте родной маме, когда она уверяет, что «у тебя никогда не было голоса». Напомните ей лучше, как она говорила вам: «Что ж ты так орешь» или «Когда ты, наконец, замолчишь!». Так отчего же большинство наших современников и соотечественников не могут «связать трех нот» без специального образования. А иногда и вопреки специальному образованию, вдалбливаемому с муками и слезами. Есть несколько объективных причин, по которым мы лишены радости пения, совместного звучания, а часто даже «дара речи» - свободного звукового самовыражения, - который вдруг пропадает в самый ответственный момент. И причины эти относятся не к биологической, а к социально-культурной сфере: антропологи говорят, что homo sapiens за 200 тысяч лет совершенно не изменился.

    Почему мы теряем слух и голос.

    В древности люди понимали, что, как нарушение законов вселенной превратит космос в хаос, как нарушение законов геометрии превратит здание в руины, так и нарушение законов музыкальной гармонии деформирует душу человека, его внутренний строй и его отношения с другими людьми. В древнем Китае композитора, который писал "неправильную" музыку, казнили. В нашем цивилизованном мире композиторов казнить не принято, а зря. Никто из нас не задумывается, какое колоссальное воздействие оказывает на нашу жизнь постоянный музыкальный фон, который мы привыкли не замечать, но от которого часто зависим не меньше, чем курильщики от никотина. Человеческая потребность в гармонии, как и все в нашем мире, стала объектом манипуляции. Повторяя "назойливую мелодию дня", человек сам себя погружает в транс и становится частичкой массы, потребляющей музыкальную жвачку вместе с чипсами и кока-колой. Человек поющий непременно включается в мощный энергетический поток, инстинктивно ощущая, как при этом возрастает его собственная духовная сила и значимость. Но это может быть как поток вселенской гармонии, так и звуковой мусоропровод.

    С детства наш слух подвергается разрушительному воздействию городской «шумосферы», и это причина номер один, по которой мы «теряем слух»: наша психика, защищая нас, ставит защитные фильтры, не пропускающие в наше сознание большинство окружающих звуков. Из всего огромного объема хаотичного звукового фона, мы, как правило, слышим лишь малую часть, необходимую нам для жизнедеятельности, остальная звуковая информация отсеивается, отбрасывается, как ненужная, и это спасает наш мозг от перегрузки. Но одновременно, «вместе с водой выплескивается и ребенок»: мы теряем и тонкость слуха, и полноту звучания голоса, ведь голос и слух – две стороны одной медали. В городе, особенно в мегаполисе, аудиально чувствительный человек постоянно ощущает себя жертвой насилия, жертвой звуковой агрессии. Он может зажмуриться, закрыть глаза руками, чтобы спрятаться от слепящего света. Он может не читать газеты и не смотреть телевизор, чтобы защититься от абсолютно ненужной и разрушительной информации. Он может обуться в кирзачи, чтобы не ступать голыми ногами по грязи и мусору.

    Но он не может спрятаться от звука. От радио "Шансон" (тюремный фольклор с легким матерком), которое слушают водители маршруток, не спасают никакие беруши. От электронных барабанов в наушниках соседей по вагону, от "ненавязчивой" музыки в супермаркетах и кафе, от "мотивирующей" музыки в торговых центрах...

    Даже если он наденет звуконепроницаемый космический шлем, звуковые вибрации все равно проникают в каждую клетку тела, воздействуют на весь организм.
    Неужели голос, данный нам от рождения, может стать «приговором» на всю жизнь? Досадной помехой, мешающей дружбе, любви, карьере?.... Конечно же, нет! Голос каждого человека – это драгоценный Божий дар, удивительный, совершенный коммуникативный инструмент. Но, по самым разным причинам (психологическим, социальным, под давлением «шумосферы» города) голос зажимается, искажается, «ржавеет» и деформируется. И если бы наши голоса звучали так, какими они были изначально, от природы, каждый голос был бы прекрасен и, главное, соответствовал нашему собственному образу, внутреннему и внешнему. Много раз я была свидетелем того, как, «возвращая» себе голос, люди приобретали намного больше, чем сам голос: они восполняли личностную целостность и начинали совершенно новый, гармоничный виток своей жизни.

    Работа по «открытию» собственного голоса – непростая и не быстрая: ведь мы столько лет жили с «неправильным» голосом, что, практически, с ним срослись. И эту работу невозможно проделать в одиночку или по книжкам, необходима помощь специалиста. Но все же, я могу дать несколько советов «в помощь голосу», которые не потребуют от вас специальных знаний и подготовки. На любого человека «музон» оказывает сильнейшее воздействие, психическое, физическое, духовное, хочет он этого или нет, знает он об этом или нет. Мы подобны людям, выросшим на помойке, для которых запах гнили привычен и естественен настолько, его не чувствуют и не замечают.
    А вот когда Москва загибалась в дыму позапрошлым летом, мы чувствовали не только удушье и головную боль, но и панику от того, что от дыма НЕКУДА ДЕТЬСЯ.

                                                                ***

    Ритм, как и гармония, может быть как лекарством, так и смертоносным оружием: этнографы описывают африканские племена, где преступников казнили при помощи барабанного боя.

    Для современных молодых людей музыка, звучащая в наушниках, это возможность построить вокруг себя собственную мини-вселенную. Прячась от звуковой агрессии, каждый пытается создать собственный "звуковой барьер", очертить границы при помощи еще более громкого, организованного шума, под названием "музыка". Если обычный шум метро превышает допустимый уровень минимум в два раза, то звук плееров, которые слушают наши ближние, значительно превышает этот уровень. Европейские медики сейчас озабочены тем, что из-за постоянного превышения уровня громкости в плейерах, нынешние подростки могут, в буквальном смысле, оглохнуть раньше собственных родителей.

                                                                ***

    При том, что мы практически постоянно находимся под массированным воздействием шумосферы, от нас самих общество требует, чтобы мы были «глухи и немы». Тихо. Тише! Еще тише!! Замолчи!!! Этот приказ мы слышим в разных вариантах с самого детства от воспитателей, учителей, соседей, от совершенно незнакомых людей. Но чаще всего - от родителей, ради которых нам так хочется быть хорошими и правильными. Причем, в первый раз мы это слышим в том возрасте, когда громкость голоса, практически, не поддается контролю, родительские указания фиксируются на уровне импринта, и одна только невозможность «соответствовать» уже является причиной перманентного стресса. Позже мы и сами начинаем себе командовать «молчать!», не дожидаясь общественных окриков. И послушно замолкаем, и доверчиво слушаем рассказ про медведя, который в раннем возрасте наступил ребенку на ухо. И учимся, неловко улыбаясь, объяснять: у меня нет ни слуха, ни голоса.

                                                                ***

    Социальные ограничения - это вторая причина, по которой мы их лишаемся. Чем более жесткие рамки ставит общество человеку, тем больше в нем людей, потерявших свой природный слух и голос. В тех типах общества, где такие ограничения отсутствуют или не слишком сильны, просто нет людей, которые бы «фальшивили», не попадали в ноты во время пения. В Индии поют все и все поют чисто, при том, что физиологических различий в строении голосового аппарата у русских и у индусов нет. Но за подобными примерами даже не надо ходить «за три моря»: достаточно уехать в русскую глубинку, в деревню, далекую от центра цивилизации.

                                                                ***

    Третья причина - социальные зажимы, рожденные социальными ограничениями. Мы с вами цивилизованные, воспитанные, культурные люди, и, конечно же, не можем позволить себе выражать свои чувства так, как это делают дикари или животные. Дикари, животные и невоспитанные маленькие дети реагируют на внешние раздражители не просто эмоционально, а непосредственно и моментально: резким движением, громким звуком. Наша же реакция опосредована: мы подавляем, гасим нашу эмоциональную реакцию, перерабатывая ее во внутреннем диалоге с самим собой. Нам сделали больно - вместо того, чтобы закричать, мы сжимаем зубы (хорошие мальчики не кричат, а мужественно терпят). Нас обидели - вместо того чтобы громко зареветь (и быстро успокоиться), мы, сдавливая горло, глотаем слезы (хорошие девочки не плачут). Некоторые девочки настолько хорошие, что даже не зевают и не смеются. Мы хотим выругаться или даже просто высказаться, но, сдерживаясь, сжимаем губы, буквально не пуская слова наружу – мы ведь приличные люди!

    Таким образом, образуются зажимы (челюсти, гортань, губы), которые ставят блоки на пути нашего голоса, не дают ему звучать естественно, провоцируют болезни и усталость голоса. Эти зажимы усиливаются зажимами тела - плечи, шея, руки, - ведь в движении мы почти так же ограничены, как и в звуке. Нарушается естественная сенсомоторная координация: взгляд - жест - голос. А когда голос не связан со взглядом и жестом, он перестает жить в теле и как бы теряет пространственную ориентацию: часто мы не только не можем попасть в нужную ноту, мы даже не можем понять, когда наш голос звучит выше, когда ниже, когда направлен вверх, когда идет вниз.

                                                                ***

    Четвертая причина угнетенности аудиальной сферы в том, что в современных условиях основную часть жизненно важной информации мы получаем не через органы слуха, а посредством зрения, самой быстрой из всех репрезентативных систем. Восприятие посредством зрительных образов, написанных текстов, картинок, графиков и схем обеспечивает лучшую возможность для сознательного запоминания и воспроизведения информации, и это, в самом деле, чрезвычайно важно для достижения успеха в мире, где «информация решает все». Зрительная память и зрительное воображение во мгновение ока может перекинуть мост из глубокого прошлого в бесконечное будущее, отразить наше представление о структуре атома или галактики. А слуховое восприятие гораздо более медленное, чем визуальное, функционирует только в настоящем времени и обозримом пространстве, «здесь и сейчас». Мы привыкли «жить завтрашним днем», и информация, доступная нашей психике благодаря слуху, часто воспринимается нами, как «второй план», остается в подсознании.

    Пение хором.

    Даже если мы не поем, а просто позволяем своему голосу звучать свободно, открыто, протяжно, - такой естественный, природный звук стимулирует в нашем организме гормональный всплеск и в кровь выбрасываются эндорфины: как их часто называют - «гормоны счастья». Человек стонет, когда ему больно, вовсе не с целью позвать на помощь, стон в этом случае действует, как анестезия (на этом свойстве голоса строятся техники, помогающие женщинам в родах). А если мы стонем от удовольствия, то тем самым мы это удовольствие усиливаем и продлеваем. В совместном звучании - пении, мы находим сразу несколько мощнейших источников радости и душевной полноты: от общего резонанса и ритма, увлекающих певцов в единый поток вибраций до создания удивительной гармонической конструкции, которая движется, в зависимости от движения голосов, и при этом сохраняет свою структуру. Эффект совместного пения настолько силен, что люди, поющие хором, часто находятся в трансе, измененном состоянии сознания, стимулирующем физический и душевный подъем, ощущения единения и солидарности. Этот эффект с древних времен использовали военные для поддержания боевого духа армии. Во всех древних религиях пение является духовной практикой. Хоровое пение укрепляло государственность и национальный дух. Хоровые кружки всячески поощряли большевики (ничего, что голы-босы, зато ладно мы голосим). Во всех древних религиях пение является духовной практикой. Пение гимнов с «программирующими» текстами характерно как для религиозных сект, так и для современных крупных корпораций: (Волгадизельаппарат, Волгадизельаппарат, над родимым краем блеск твоих наград!).

    Даже простое звучание нескольких голосов в унисон действует на поющих, как мощное терапевтическое средство: снимается стресс, восстанавливается глубокое диафрагмальное дыхание, ощущается повышение мышечного тонуса, поднимается настроение и работоспособность. Множество раз я была свидетелем того, как усталые люди, отработавшие восемь часов в офисе, ехали на другой конец города, и после двух-трех часов интенсивных занятий пением «летали, как на крыльях», по их собственному выражению.



    Пение – естественное для человека состояние. Детей учат есть ложкой, кататься на велосипеде, читать. Новорожденный не умеет даже видеть и координировать свое движения. Но первое, что делает младенец, появясь на свет, это «пробует голос», невероятно мощный и звонкий для такого крошечного существа. Каждый голос уникален и неповторим, каждый голос – драгоценный дар, - от рождения и на всю жизнь.

    Зачем человеку владеть своим голосом? Зачем владеть своим? «Вступая во владение» голосом вы не только получаете удовольствие от пения, не только распрямляете и освобождаете свое тело, - вы получаете мощнейшее орудие коммуникации. Человек с естественно звучащим голосом всегда привлекает к себе внимание в беседе, а тот, кто еще и умеет управлять своим голосом - владеет аудиторией, легко отображает любые оттенки своих мыслей и настроения, одной интонацией может сказать то, чего не выразить никакими словами.

        Тина Георгиевская     
    психолог, голосовой тренер.

    читать другие статьи по теме  "Голос"